Aria-yoga - Учения Йоги

РАЗДЕЛЫ
Главная
Космогония
Хатха-йога
Раджа-йога
Нидра-йога
Джапа-йога
Тантра-йога
Дхарма
ВРЕМЯ

Время по ведическому летоисчислению

5109 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
1 день 51 года
Великого Бога-Творца

КОНТАКТЫ



Эзотерическая банерная сеть
Эзотерическая графика
index
О нас
Йога
Йога
Древняя медицина
Айюр-Веда
Обучение
Обучение
Фото и Видео галереи
Фото и Видео галереи
Эзотерическая библиотека
 Эзотерическая библиотека
Контакты и ссылки
Контакты и ссылки
О нас Йога Древняя медицина Обучение Фото и Видео галереи Библиотека Контакты и ссылки


Йогические учения

  Кришна и Арджуна на Курукшетре
.

Священной книгой йоги является Бхагавад-Гита - жемчужина древнеиндийской литературы. В ней описаны многие виды йоги. Все они в значительной степени переплетаются. Невозможно практиковать какую-либо одну, не используя элементы другой. Карма, Джнани и Бхакти-йога считаются ведущими, они включают особенности практики остальных. Ни один вид йоги не имеет каких-либо преимуществ перед другим. Каждый выбирает путь по совету Учителя, согласно своим наклонностям и реальным возможностям.


АШТАНГА-ЙОГА

 Шива

Аштанга - восемь - столько ступеней выделял Патанджали на пути достижения просветления (спасения) - самадхи. Аштанга-йога является, не столько отдельным видом, сколько принципом построения всякой основаной на йоге системе развития и объединяет Хатха-йогу и Раджа-йогу. Хатха-йога - это очень древняя техника. Вера в возможность получить спасение путем физических и дыхательных упражнений основывается на предположении, что спасение - вопрос осознания, которое зависит от состояния нервной системы человека, на что, в свою очередь, влияет его общее физическое состояние. Умело используя физиологию тела, можно воздействовать на нервную систему и изменить сознание. Это долгий и трудный процесс, требующий большого терпения и наставлений опытного учителя.

    Часто спрашивают, можно ли христианам заниматься хатха-йогой. Многие христиане не видят в этом ничего предосудительного, поскольку хатха-йогу часто считают учением, никак не связанным с религией, и оценивают лишь ее целительные свойства. Физические упражнения становятся йогой только тогда, когда их используют для воздействия на сознание или для того, чтобы достичь слияния, соединения нашей души с Богом.

Практически каждый вид Йоги предполагает начальные, подготовительные этапы. Яма и Нияма - первые две ступени. Здесь необходимо освоить свод нравственно-этических норм, предписаний, поведения в обществе, свод гигиенических правил, которые в совокупности обеспечивают устойчивый уклад жизни и гармоничное психо-физическое состояние. Соблюдение Ямы и Ниямы развивает волю, очищает тело и сознание, приучает к самоконтролю. Следующая ступень - это Асана - закалка и тренировка тела посредством овладения определнными позами и физическими упражнениями.

Пранаяма - дыхательные упражнения и накопление энергии. Система, связанная в первую очередь с регуляцией дыхания, а также с другими дисциплинами тренировки и упражнений тела. Обычно считается, что “ха” означает вдох, а “тха” — выдох; они переводятся соответственно как солнечное и лунное дыхание и связываются многими комментаторами с первыми двумя жизненными ветрами, или вайю — Прана и Апана. Эти ступени объеденены в хатха-йогу, благодаря им ученик полностью освобождается от болезней и подготавливает тело к дальнейшей трудоемкой практике Раджа-йоги. Очень часто данная практика рассматривается как необходимое вступление и дальнейшая помощь Раджа-йоге, дисциплине воспитания разума.


РАДЖА-ЙОГА.

  Шива

Раджа-йога дает нам способ наблюдать за нашими внутренними состояниями. Инструментом здесь служит сам ум. Сила внимания, соответственно направленная вовнутрь, помогает изучать собственное сознание и проливает свет на феномены внешнего мира. Сила ума похожа на рассеянный свет, но собранный в луч, этот свет многое освещает. Это и есть наш единственный инструмент познания. Мы все им пользуемся для изучения внешнего и внутреннего мира, но йогину необходимо детальное исследование мира внутреннего, он тут поступает так же, как ученый при исследовании внешнего мира. Это требует навыка. Нас с самого детства приучают обращать внимание на мир вне нас, не на внутренний мир, и в результате многие из нас почти утрачивают способность наблюдать свой внутренний механизм. Повернуть ум вовнутрь, не давая ему непрестанно обращаться во внешний мир, заставить его напрячь все силы, сосредоточить их на нем самом, с тем чтобы он познал себя, — очень трудное дело. Но это единственный способ научного исследования сознания.

Это система, в которой практикующий утверждает себя в качестве повелителя (раджа) всех своих умственных и телесных способностей и сил. Она нацелена на реализацию человека как хозяина, а в конечном итоге — на его полную независимость от всего внешнего. Вследствие этого, философия раджа-йоги считает, что упражнения для тела способны помочь развить или усовершенствовать умственные способности, прозрение и интуицию, что практики хатха-йоги могут уменьшить влияние неблагоприятных факторов. Следующие четыре ступени составляют основу Раджа-йоги:
пратьяхара
дхарана
дхьяна
самадхи
Показателем успеха является способность к длительному и глубокому сосредоточению внимания на определнных образах или упражнениях, а также достижение измененных состояний сознания. Когда становится возможным тонкое восприятие информации помимо пяти органов чувств, начинается настоящая Духовная работа в Йоге.




ДЖАПА-ЙОГА

 Омнамахшивая

Джапа - это повторение или монотонное распевание мантры, которая обычно представляет собой имя Божества. Кришнаиты, например, распевают имена Кришны и Рамы:

Харе Кришна, Харе Кришна
Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама
Рама Рама, Харе Харе

Гуру монистского направления предпочитают использовать символическое имя Бога, такое как "ОМ", или мантру (биджу), значение которой не переводится и не вызывает у него никаких мыслей, образов и ассоциаций.

Постоянное повторение этих звуков устраняет все посторонние раздражители, и, в конце концов, разум сам перестает реагировать на окружающее. В этом состоянии разум работает и способен к восприятию, но не всего. Можно сказать, что разум в этом состоянии воспринимает только сознание. Это и называется чистым, или трансцендентным сознанием.

Для того, чтобы этот метод принес свои плоды в "осознании Бога", ему нужно уделять от трех до четырех часов в день. Махариши Махеш Йоги, популяризатор Трансцендентной Медитации (ТМ) на Западе, рекомендует начинающим лишь 40 минут занятий в день, чтобы люди могли почувствовать, что такое медитация, и какие она дает им возможности. Тем, кто уже достиг определенных успехов, Махариши рекомендует проводить в безмолвной медитации целую неделю.

В ТМ медитирующий прежде всего учится забывать об окружающем мире и сосредотачиваться на одной лишь мантре (как правило, она представляет собой короткое слово, имя какого-нибудь божества - Рам, ОМ, Хрим, Шринг, Аинг). Затем человек забывает и о мантре, выходит за пределы всех своих мыслей и чувств и познает сознание. Это называется трансцендентным состоянием сознания. Через какое-то время медитирующий достигает еще более высокого состояния, которое называется космическим сознанием, находясь в нем, человек может осознавать как окружающий мир, так и чистое сознание. После еще нескольких лет медитации человек может прийти к Супраментальному сознанию, в котором он постигает трудно различимые уровни духовного мира (которые уже являются безличностными). Считается, что на этой стадии человек может общаться даже с птицами, животными, растениями и камнями. Последний этап - это единое сознание, в котором человек постигает свое единство со Вселенной. Это и есть освобождение.

Махариши называет этот путь "механическим путем к осознанию Бога", поскольку осознание Бога - это вопрос восприятия, а "процесс восприятия является механическим и спонтанным". Чтобы осознать окружающий мир, мы просто "открываем глаза, и видение предмета приходит само по себе, без помощи разума или эмоций". Подобным же образом, чтобы осознать свой внутренний мир, мы должны лишь обратить свой взор внутрь себя, и осознание придет само по себе.

Независимо от того, является ли восприятие внутренним или внешним, оно происходит спонтанно и самопроизвольно. Восприятие, направленное вовне, - это следствие постепенного увеличения деятельности нервной системы; восприятие, направленное вовнутрь, - результат снижения этой деятельности до тех пор, пока нервная система не перестает работать и не приходит в состояние покоя, в состояние тихой готовности. Это состояние можно описать так: Будь спокоен и знай, что Я - Бог"


ШУРАТ-ШАБД-ЙОГА

 Вибрации

"Бог есть свет" - утверждают многие гуру, добавляя, что этот свет находится внутри нас. "В начале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог" - возвещают многие движения, прибавляя, что это слово находится внутри нас. Когда душа вступает в контакт с этим словом, слово возвращает душу к божеству, в изначальную ее обитель.

Миссия Божественного Света (МБС) и Радха Соами Сатсангх (Биас) во многом ответственны за распространение Шурат-Шабд-йоги на Западе. Шурат означает "душа", а Шабд - "слово" или "звук". Таким образом, Шурат-Шабд-йога - это единение души и слова.

Движения, проповедующие эту технику, стараются держать свои методы в полной тайне, и дают им разные названия: "Нам" (имя), "Упдеш" (знание) - чтобы ввести в заблуждение непосвященных. В действительности за этими названиями кроются методы физиологического (вибрационного) воздействия на сознание и медитация.

В отличие от ТМ, подобные движения не посвящают в свои методы всякого желающего. Человек должен быть духовно "готов" к посвящению, хотя единого критерия такой готовности не существует. Все зависит от мнения учителя. Кроме того, некоторые движения ставят определенные конкретные условия: воздержание от спиртных напитков, наркотиков, вегетарианское питание. Избранного для посвящения человека приводят в закрытую комнату, где посвящающий объясняет ему важность знания, сатсангх (еженедельных собраний для обучения и общения) и сатгуру (истинного учителя). Будущий посвященный дает обет хранить тайну и быть преданным одному лишь учителю. Затем он кланяется, падает на колени или простирается ниц перед учителем или его фотографией и поклоняется ему (ей). После этого посвящающий обучает новичка технике медитации. Для этого применяются четыре метода.

Для того, чтобы посвященному открылся божественный свет, обучающий приказывает ученику закрыть глаза. Затем он начинает большим и средним пальцами нажимать снизу вверх на уголки глаз ученика таким образом, что его зрачки устремляются в одну точку, расположенную на лбу прямо над носом (считается, что там расположен третий глаз). Если посвящаемый сосредоточится на этой точке, то он увидит свет. Одни видят лишь маленькую точку, тогда как другие видят ослепительный свет, а третьи - хаос образов и ярких красок, как в наркотическом трансе. (Читатель может попробовать сам и, скорее всего, увидит свет. Автор, во всяком случае, видит). Некоторые посвященные тренировками добиваются того, что видят этот свет даже без надавливания на глаза.

Чтобы услышать божественную музыку или звук, посвященный затыкает уши большими пальцами, отгораживаясь от внешних звуков. Если долго вслушиваться во внутреннюю тишину, то, в конце концов, можно услышать шум. Для одних посвященных это небесная музыка, другие слышат свой любимый мотив, исполняемый на каком-то небесном инструменте.

Третий метод представляет собой сложное упражнение йоги, дающее возможность испытать вкус божественного "нектара". Медитирующий должен загнуть свой язык к задней стенке глотки, а затем попытаться проглотить его таким образом, чтобы кончик языка смотрел вверх. В этом месте, как полагают, язык соприкасается с божественным нектаром, постоянно текущим через тело человека. Некоторые говорят, что этот нектар и есть та "вода жизни", о которой говорил Иисус, и отмечают ее неописуемый вкус. Другие посвященные считают этот нектар "хлебом жизни" и утверждают, что, соприкасаясь с этим вечно текущим потоком нектара, вы можете жить без воды и пищи.

Главный способ медитации - дыхательное упражнение, которое называют слышанием или прикосновением к "слову". Посвященный сидит в позе лотоса, положив руки на колени, и сосредотачивает внимание на том, как его диафрагма колеблется вверх-вниз, вверх-вниз. Это упражнение якобы настраивает человека на волну "изначальной вибрации" (слова или логоса), которая создала мир и поддерживает его существование. Путем постоянной медитации человек достигает самадхи - состояния ПРОСВЕТЛЕНИЯ. Достигая самадхи, вы исполняетесь божественным светом. В момент посвящения свет может являться в виде маленькой точки, но в состоянии самадхи он охватывает вас; вы чувствуете, или постигаете, что сами стали светом.

    Другие движения, проповедующие этот путь спасения, описывают свои ощущения иначе. По словам Радха Соами Сатсангха, в ходе медитации открывается третий глаз, и с потоком звука (логосом), втекающим в тело через этот глаз, освобождается душа. На пути к небесам (где она, наконец, сливается с Богом), душа встречает много чудесного.




ДЖНЯНА-ЙОГА

 Ганеша

“Познающий, Познание, Познанное”. На определенной ступени развития в этой практике человек осознает, что познающий, познание и познанное представляют собой Единую Сущность, а не три различных. Легко возразить, что в процессе осознания единого Брахмана, или атмы, для которых отсутствует что-либо “другое”, подобное понимание есть именно то, что должно произойти; однако справедливость той же истины обнаруживается и в разуме, когда самонаблюдение показывает, что познание есть познающий, то есть вне самого познания нет никакой сущности, которая совершает акт познавания; познанное также есть познающий, ввиду того, что познанное есть вся карма, передовая позиция и проявление познающего — художник, глядя на свою картину, видит в ней самого себя, ибо его творчество, как зеркало, рассказывает ему о нем самом. Таким образом, в результате видно, что существует только познание, познание и познание.




КАРМА-ЙОГА

 Кришна

Йога действия, или проявляющаяся в действии. Действия и дела повседневного мира сами по себе не являются формой йоги, так как они могут иметь своими причинами эгоистические цели, стремления к комфорту, чувственному удовольствию или самоудовлетворению; однако, если они выполняются неэгоистично, с позиции благополучия других, или “блага мира” то это Карма-йога. Деловой человек, принимающий во внимание благополучие своих клиентов, работников и помощников — вообще всех, с кем он сталкивается и связан в ходе своей деятельности, — является карма-йогином. О некоторых людях, обладающих крупным состоянием и влиянием, говорят, что они рассматривают себя не как владельцев своего капитала, но как лиц, которым он доверен.
Эту идею можно применять ко всем проявлениям жизни, на любом ее уровне, при любых обстоятельствах. Таким образом, каждый человек, искренне стремящийся к полному отсутствию эгоизма, является в определенной мере карма-йогином. Это однако не касается эгоизма по отношению к другим, своеобразного “перенесенного эгоизма”, когда слепое влечение или выделение любимчика заставляет делать все для удовлетворения только лишь близкого человека. Предмет этой практики особо выделяется в “Бхагавад-гите”. В этом учении она рассматривается как действия, мотивированные буддхи, то есть знанием и любовью к проявлениям жизни, разума и души сосуществующих рядом созданий.




КРИЙЯ-ЙОГА

 Ишвара

Йога очищения и соблюдения религиозных предписаний. Патанджали разделяет ее на три компоненты: тапас (управление собственным телом), свадхьяя (умственное самопостижение) и ишвара-пранидхана (поклонение или внимательность к Богу). Таким образом, данная практика означает йогу в повседневной жизни, в противоположность тем ее формам, которые предписываются для времени, отведенного для медитации. Некоторые считают ее подготовительной, или начальной ступенью, которую следует в значительной степени освоить, прежде чем перейти к систематической практике медитации. Так или иначе, но ее необходимо продолжать и далее, во всем стиле жизни, поскольку она помогает в достижении просветления и уменьшает влияние пяти источников несчастья (клеша), наполняющих человеческую жизнь.




КУНДАЛИНИ

 кундалини

Сила, описываемая покоящейся свернутой, как змея, тремя кольцами, в полости, расположенной в основании позвоночника. О ней всегда говорят как о Богине —фнудаментальной силе, или энергии, — таким образом, она женского рода. Обычно она покоится в своей обители, и ее голова закрывает узкий канал, поднимающийся вдоль позвоночника, который называется сушумна. По мере практики лайя-йоги , кундалини просыпается и начинает подниматься вверх по каналу, на который нанизаны шесть чакр. Некоторые йоги говорят, что этот процесс сопровождается ощущением тепла, поднимающегося вдоль позвоночника. Каждая чакра, оживленная ею, приходит в состояние возбуждения, что приводит к совершенствованию определенных ощущений и способностей, в соответствии с “качествами” человека, с которыми связана каждая чакра. Разумеется, очень важно не возбуждать низшие чакры до тех пор, пока человек не обретает полный, или по крайней мере, очень сильный контроль над своим телом и эмоциями. Внешние методы пробуждения кундалини описаны в некоторых книгах по хатха-йоге, однако в них не рекомендуется применять эти методики самостоятельно, но только под непосредственным руководством знающего учителя. В этих методиках допускается использование и асан, и кумбхаки и мудра.

Строгие последователи Раджа-йоги вообще избегают подобных методов, зная, что кундалини постепенно проснется естественным образом по мере продвижения в практике медитации, причем в большинстве случаев это происходит совершенно незаметно. Литература, в которой описывается вращение чакр под влиянием пронизывающей их кундалини, является скорее поэтической, чем описывающей реальные процессы. В сушумне, энергетическом канале позвоночника, существует еще более тонкий канал под названиемваджроли, а в нем заключен еще один тончайший, читрини, о котором говорят, что он “тонок, как паутинка”. Йог продвигает кундалини настолько высоко, настолько он способен, и как только она касается какого-либо лотоса, или чакры , ее голова, прежде обращенная вниз, поворачивается вверх. Покидая каждую чакру, или падму, на своем пути вверх, она приостанавливает функции этого центра, приводит их в латентное, спящее состояние; так продолжается до тех пор, пока она не достигает “тысячелепесткового лотоса” - Сахасрара Падма в макушке головы, стоящего выше всех шести чакр, и там она наслаждается совершенством бытия. После этого, по мере своего отступления назад, кундалини возвращает каждой чакре свойственные той способности и силы, но уже в очищенной и усовршенствованной форме. Это может пробуждать определенную степень ясновидения и сходных способностей, однако то, что йог сможет увидеть, зависит от состояния его разума. Его интерпретация и понимание увиденного будут зависеть от степени его эволюции и способности избежать “личного фактора”, собственного влияния на описание виденного.


ЛАЙЯ-ЙОГА

 Вишну

Система, уделяющая основное внимание пробуждению и направлению латентной, спящей силы кундалини, которая обычно покоится в основании позвоночника. С ней тесно связаны религиозные трактаты, которые содержат мистические формулы, описывающие работу с силами божеств и богинь, власть которых, распространяющаяся на всю Вселенную, или макрокосм, имеет свои эквиваленты — соответствующие энергетические центры — и в микрокосме человеческого организма, что в особенности касается кундалини и чакр.




ТАНТРА-ЙОГА

 Нагарджуна

Группа трактатов, в которых описаны методы, близкие лайя-йоге. Система тантры содержит множество формул поклонения божествам — которые, однако, представляют собой лишь символы, — и использования их сил. Таким образом, это некие ритуалы, механически обладающие магической силой, что подразумевается самим словом “тантра”, которое дословно означает ткацкий станок или длинные нити в нем, то есть описание жесткого курса, устоявшейся процедуры, или механизма. Тот путь, по которому стремились идти тантрические йоги – путь естественного спонтанного проявления своей внутренней сути, своего творческого начала. Такой путь на Востоке считается кратчайшим, быстро приводящим к реализации. Известный пример такого пути – это индийские и тибетские «безумные йоги». Их поведение выглядит ненормативным, но оно всегда направлено на достижение наилучшего результата, который возможен в данной ситуации.

Техники короткого пути всегда считались на Востоке тайными и до последнего времени никогда не публиковались открыто. Это связано с тем, что самому очень трудно отличить спонтанность от распущенности, творческое поведение от проявления скрытых пороков и комплексов. Несмотря на то, что откровение было адресовано всем, тантрический путь включает в себя посвящение, которое может совершить только гуру; отсюда важность роли учителя – только он может сообщить тайну, эзотерическое учение, передаваемое "из уст в уста". Для этого очень важен наглядный пример и длительный контроль учителя, которому ты доверяешь. Как правило, в некоторых традициях к таким техникам допускали после так называемого «темного ритрита», освобождающего человека от Эго, от заложенных в нас обществом поведенческих программ. В свою очередь, «темный ритрит» был возможен после десятка лет практики под руководством Учителя. С этим связаны как их уникальные способности (сидхи), так и те проблемы, с которыми они сталкиваются. Очень важно помнить, что полная свобода и естественность поведения предполагает и полную безусловную ответственность за свои поступки, что истинная спонтанность никогда не приводит к разрушению или дисгармонии. И здесь тантризм выявляет поразительное сходство с античными таинствами и различными формами гностицизма.




СИДДХА-ЙОГА.

 Сиддхи

Слово сидха значит мистическое йогическое достижение. Подвижники, ставящие своей целью различного рода совершенства и достигающие этих совершенств могут называться Сиддхи (совершенномудрый). Мистические совершенства могут быть как основными (маха) так и побочными. Поэтому некоторые из практик могут называться сиддха маха йогой, указывая на основные совершенства. Список, приведённый здесь, далеко не является полным. Существует множество интерпретаций практики, которые могут брать своё начало от разных терминов.




фитнесс-йога

 фитнесс

Модный в настоящее время вид гимнастики. Ничего общего не имеющий с истинной Йогой, поскольку занимается исключительно упражнением физического тела, а цель истинной практики - духовное продвижение. Многих вводит в заблуждение внешнее сходство асан Хатха-Йоги и упражнений "фитнес-йоги", однако надо иметь в виду, что первая ставит своей целью не только и не столько развитие "гибкости тела". Ее цель - достижение определенных состояний сознания с использованием асан. Надо признать, что многие современные школы Хатха-Йоги, по сути своей, являются такими же фитнес-секциями, придавая огромное значение правильности внешнего выполнения асан и при этом ничего не говоря о внутреннем состоянии ученика.




ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗЛИЧНЫХ ПРАКТИК

Любой человек, пролистывающий современную литературу по йоге, встретится с множеством разных практик. Для человека, решившего серьёзно заняться практикой йоги, в уме возникает дилемма - так что же взять за основу? В этом материале мы попытались показать, что классическая восьмиступенчатая АШТАНГА - ЙОГА Патанджали является необходимой начальной практикой, гармонично включающей в себя основные методы и подходы, которые используются другими Йогическими Учениями.




Крийа и хатха йога.

Слово крийа значит очищение. Патанджали определяет первые пять ступеней как очистительные. Иногда к крийа йоге относят только асаны, пранаяму и пратьяхару. Это означает, что первые пять ступеней были разделены на мантра йогу и крийа йогу. Термин хатха был довольно подробно рассмотрен на уровне Аштанга (см. выше). Другими словами, по достижению определённого уровня очищения в мантра-йоге, человек получает шактипата дикшу, выходя на уровень хатха (или крийа) йоги.




Раджа и дхьяна йога.

По завершении пратьяхара человек переходит к процессу самьямы, который также называется раджа йогой или дхьяна йогой. Без завершения ступени пратьяхары, у человека нет шансов приступить к серьёзной ментальной практике. Поэтому раджа йога в переводе значит царской йогой, по той причине, что ведётся непосредственная работа с царём всех чувств - умом. Дхьяна йога является эквивалентом раджа йоги.




Кундалини и лайа-йога.

На продвинутых этапах хатха-йоги в процесс развития включается кундалини в грубой форме. На уровне раджа-йоги происходит вовлечение кундалини в тонкой форме. Однако после того, как пробуждена кундалини, процесс называется кундалини-йогой. Термин лайа значит растворение. Человек, принявший путь отречения, стремится растворить свое эго в Божественном Свете. Разрушение вритти постепенно приводит к изжиганию самскар. Самскары аннулируются по мере поднятия кундалини через основные шесть чакр. Все семена желаний, включая желания, находящиеся в зачаточной форме, стараются уничтожить (изжить). Когда все желания уничтожены, тогда человек приходит к состоянию, называемому нирвикальпа самадхи или соединение с Брахманом. Так, можно видеть, что кундалини и лайа-йога являются очень схожи.



Каждый человек, начиная практиковать йогу, подходит к занятиям с позиции грубого тела, ментала или Духа. В зависимости от этого, существует три основных Пути освобождения. Для людей, сосредоточенных на грубом теле и мирской жизни рекомендуется карма йога. Для людей, сосредоточенных на ментале через посредство умственных постижений, рекомендуется джняна йога. Для людей, сосредоточенных на эмоциях, рекомендуется бхакти йога. Можно идти к намеченой цели по любому пути, если располагаешь умом и терпением. Высшая Цель подвижника - это Путь, Служение и Реализация, что в доступной форме раскрывается интегральной йогой Шри Ауробиндо.

  Шри Ауробиндо

 На главную

www. Аria-yoga.narod.ru © Copyright 2009

Сайт создан в системе uCoz